loading…

Госзакупки кратко и понятно!

«Госзакупки» – общепринятое сокращение, употребляемое вместо длинного правильного названия «Закупки государственных или муниципальных заказчиков для обеспечения государственных или муниципальных нужд». Правила госзакупок определяются Федеральным законом № 44-ФЗ (если быть точным, то Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Все госзакупки, за исключением закупок малого объема и закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, публикуются в ЕИС – Единой информационной системе в сфере закупок, общение с которой у заказчиков и участников происходит через ее официальный сайт zakupki.gov.ru.

 При публикации закупки в ЕИС размещаются:
* извещение о проведении закупки;
* документация о закупке;
* проект государственного контракта.

Извещение формируется функционалом ЕИС, и заказчик на это повлиять не может – хотя требования к его содержанию и регламентированы законом.

44-ФЗ жестко регламентирует Правила описания объекта закупки (статья 33 44-ФЗ). Нарушение этих правил нередко приводит заказчика в ФАС и в лучшем случае заканчивается предписанием о возврате закупки на стадию приема заявок и приведение документации в соответствие с требованиями закона. Причем это может произойти даже на том этапе, когда победитель уже определен и осталось только заключить контракт. В худшем случае к возврату на самую первую стадию добавляются статьи из КоАП и серьезные штрафы.

Не менее жесткие требования предъявляются и к контракту (статья 34 44-ФЗ). Для проведения закупки (кстати, в законе используется строгий термин: «осуществление закупки») необходимо сначала запланировать её – включить в план-график, который также публикуется в ЕИС, причём не позднее, чем за один день до дня публикации закупки. (Порядок формирования и публикации планов-графиков установлен постановлением Правительства РФ) от 30 сентября 2019 г. № 1279).

Ключевым параметром закупки является начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК. Обратим внимание на слово в скобках – «максимальная». Это означает, что итоговая цена контракта, который будет заключен по результатам такой закупки, может быть какой угодно, но не выше НМЦК. Кстати, есть еще одно интересное условие. Цена контракта не может быть равна 0. Меньше нуля – может, в этом случае победитель сам платит заказчику за право заключить контракт. А вот за предложение нулевой цены контракта заявка участника отклоняется. Вот такой интересный нюанс.

Закон № 44-ФЗ даже регламентирует методы определения НМЦК (статья 22 44-ФЗ).

Очередной попыткой решения задачи более чёткого описания идентичности и однородности стало применение классификаторов (ОКПД и пришедший ему на смену ОКПД2). Однако классификация в ОКПД2 получилась очень грубой и не решила задачу. Следующим шагом стало внедрение «Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (КТРУ) (статья 23 44-ФЗ). Принципиальным отличием КТРУ от предыдущих классификаторов стало наличие характеристик у каждой позиции каталога. (Порядок ведения и использования КТРУ установлен ППРФ от 8 февраля 2017 г. №145).

К сожалению, и КТРУ не решил проблему – и даже отчасти ухудшил ситуацию.


Как утверждает закон, одним из принципов госзакупок является принцип обеспечения конкуренции, т.е. создание равных условий для участников закупок (статья 8 44-ФЗ, 135-ФЗ). Тем не менее, 44-ФЗ содержит перечень случаев, в которых участникам закупок могут предоставляться некоторые преимущества. В нашей практике используются два из них:
1. Торги среди субъектов малого предпринимательства. В целях развития малого предпринимательства часть госзакупок с НМЦК не более 20 миллионов рублей должна производиться у субъектов малого предпринимательства (СМП) (статья 30 44-ФЗ). Это значит, что участники, не относящиеся к СМП, принять участие в такой закупке просто не смогут.
2. В целях поддержки российских товаропроизводителей 44-ФЗ предусматривает применение национального режима. Это значит, что Правительство РФ может установить запрет на допуск или ограничение допуска товаров иностранного производства (ч. 3 статьи 14 44-ФЗ), а Министерство финансов РФ – условия допуска таких товаров (ч. 4 статьи 14 44-ФЗ).

Подробнее о национальном режиме и о том, насколько просто их выполнить или хотя бы понять, можно прочесть в статье «Национальный режим».

Каким образом происходит выбор поставщика при «осуществлении» закупки?

С полным перечнем способов определения поставщика можно свободно ознакомиться в том же 44-ФЗ (статья 24 44-ФЗ). Практически все эти способы сейчас проводятся в электронной форме на специализированных электронных торговых площадках, или ЭТП. Однако у каждого способа есть свои ограничения и нюансы. Итак электронный аукцион:

Используется, если требования к объекту закупки сформулированы точно и участники конкурируют только предлагаемой ценой. Побеждает тот, кто предложил самую низкую цену.

С помощью аукциона закупают товары и некоторые виды услуг (транспорт, связь, ремонт). Кстати, существует перечень объектов закупки, которые можно закупать ТОЛЬКО с использованием электронного аукциона (этот перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р).

Требования к содержанию аукционной документации также жестко регламентированы (статья 64 44-ФЗ), и очень часто их нарушение приводит к встрече с ФАСом. Одним из плюсов этого способа являются сроки, т.к. у этой процедуры они достаточно короткие.

Электронный конкурс:

Обычно используется для закупки работ, когда для заказчика существенным условием является не только цена, но и качество выполнения и/или квалификация исполнителя.

Для этого заказчик устанавливает не менее двух критериев оценки предложений участников с весовыми коэффициентами («величинами значимости») этих критериев. По каждому критерию участникам начисляются баллы, а победителем признаётся участник, чьё предложение получает наибольшее суммарное количество баллов по всем критериям с учётом их значимости.

Возможные к применению критерии уже определены в законе, а правила их применения и оценки описаны в статье 32 44-ФЗ и ППРФ от 28 ноября 2013 г. № 1085.

Критерии, соответствующие требованиям технического задания, и правила оценки позволяют заказчику определить действительно лучшее предложение. С другой стороны, детальное описание требований зачастую приводит к ограничению конкуренции. Таким образом, при разработке порядка оценки заказчику приходится идти по очень тонкой грани. (Подробнее о критериях оценки можно прочесть в статье «Критерии оценки – Бегущие по лезвию» ).

Требования к содержанию документации открытого конкурса в электронной форме традиционно очень жесткие, а нарушения наказуемы – в КоАП предусмотрены штрафы (про содержание документации подробно написано в статье 54.3 44-ФЗ).

Кроме конкурентных процедур, есть ещё закупка у единственного поставщика (ЕП). 44-ФЗ строго регламентирует все возможные случаи закупки у ЕП. Наиболее часто встречающиеся закупки у ЕП  – закупки малого объёма (до 300 тысяч рублей), закупки у монополистов, аренда.

Каждый участник подтверждает серьезность своих намерений участия в конкурентной процедуре тем, что вносит так называемое «обеспечение заявки». Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств (блокируется соответствующая сумма на специальном счете участника) или банковской гарантии.

В стандартном случае обеспечение возвращается после окончания процедуры. Однако в случае отказа участника от подписания контракта и включения информации об этом участнике в реестр недобросовестных поставщиков обеспечение не возвращается.
Все нюансы по обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах описаны в статье 44 44-ФЗ.
Для конкурсов и аукционов заказчик устанавливает требование к обеспечению заявок на участие: 0,5-1% (при НМЦК до 20 миллионов рублей); 0,5-5% (при НМЦК более 20 миллионов рублей) – статья 44 44-ФЗ.

Для определения поставщиков (кроме закупки у ЕП) создаётся комиссия по осуществлению закупок. Комиссия рассматривает и оценивает заявки участников. По результатам публикует протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов. Порядок рассмотрения и оценки заявок при проведении открытого конкурса в электронной форме определён в статьях 54.5 и 54.7 44-ФЗ; при проведении электронного аукциона – в статьях 67 и 69 44-ФЗ.

По результатам закупочной процедуры с победителем заключается контракт – на условиях, указанных в документации о закупке, заявке победителя; по цене, предложенной победителем. Для электронного аукциона и открытого конкурса в электронной форме контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней после размещения в ЕИС Протокола подведения итогов (это время резервируется для рассмотрения возможных жалоб). В случае, если победитель уклоняется от подписания контракта или не предоставляет обеспечение исполнения контракта (смысл обеспечения исполнения контракта аналогичен обеспечению заявки – обеспечение страхует заказчика от потерь, связанных с ненадлежащим исполнением контракта. Правила установления обеспечения регламентированы статьей 96 44-ФЗ), заказчик вправе заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер – при условии, что уклонившийся победитель включен в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Процедура заключения контракта подробно описана в статье 83.2 44-ФЗ.

Изменение (ухудшение) существенных условий контракта не допускается. Исключения перечислены в ч. 1 статьи 95 44-ФЗ. Также не допускается замена поставщика. Допускается замена товара на товар с улучшенными характеристиками, если такая замена не противоречит требованиям национального режима.

Если исполнитель нарушает положения контракта, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (если это было предусмотрено контрактом). Информация о таком исполнителе включается в РНП. Подробнее – ч. 12-16 статьи 95 44-ФЗ.

44-ФЗ предусматривает мониторинг, аудит и многоуровневый контроль закупок. Чаще всего на ход закупки влияет вмешательство контрольного органа в сфере закупок – ФАС. До начала рассмотрения заявок – любое лицо, а не позднее чем через пять дней с даты размещения итогового протокола – любой участник закупки имеет право подать жалобу в ФАС на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц Контрактной службы. ФАС вправе составлять протоколы об административных нарушениях, выдавать предписания (в том числе об аннулировании определения поставщиков), обращаться в суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными. В случае поступления жалобы ФАС приостанавливает течение закупки – контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. 



  • Наталья Иванова 12 минут назад

    Здравствуйте! Не подскажете .....?